старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


 

Рисование пером - вид изобразительного искусства

Рисование пером как отдельная и законченная форма изобразительного искусства — явление сравнительно молодое. Высшего уровня своего развития оно достигло в начале последней четверти XIX века. Изобретение и последующие улучшения различных процессов фотомеханического воспроизведения, на использование которых опираются сравнительно дешёвые и точные методы репродуцирования работ, выполненных пером, несомненно, ускорили развитие этого вида изобразительного искусства. Издатели весьма быстро оценили преимущества таких процессов, появился спрос на графику и рисунки пером, а художники, в свою очередь, поспешили на него откликнуться.
Рисование пером получило стимул и с другой стороны. Постепенное усовершенствование и стандартизация используемых материалов — ручек, туши, чернил, бумаги — привело к тому, что теперь их неисчислимое разнообразие стало легко доступным по разумной цене, и можно сделать выбор, удовлетворяющий требованиям любой цели.

Например, при наличии упомянутых стимулов популярность этого вида искусства вряд ли взлетела бы столь стремительно, если бы художники, приверженные к нему, не понимали, что ручка с пером вследствие её специфических качеств требует совершенно иного обхождения, чем любое другое средство отображения.

Рисование пером обеспечило себе прочную позицию среди иных видов изящных и прикладных искусств благодаря собственным подлинным достоинствам. Привлекают простота, чёткость и непосредственность чёрного цвета на белом фоне; изображения полнятся жизнью и светом. Многие из них "работают" лишь как подсказки, позволяющие включиться воображению зрителя, от чего он испытывает дополнительное удовольствие. Несколько линий здесь, несколько следов пера там — иногда этим и исчерпывается внешний облик произведения, однако оно энергично будит мысль, и в сравнении с такой мощью фотоснимки, усердно отображающие всё, на что был нацелен объектив аппарата, кажутся оцепеневшими, скучными, тупыми копиями действительности.

Может показаться, что сильный контраст чёрного и белого не позволяет пером отображать тонкости, потребные во многих случаях. Но это опровергается богатым количеством свидетельств-рисунков. Примером тому может служить большинство работ выполненных пером и тушью, которым присуще особое изящество, которого не хватает в произведениях, выполненных иными средствами.

Не художник выбирает время, а время выбирает художника...
Еще недавно позднеакадемическая живопись второй половины XIX - начала XX столетия многим казалась рутиной, а "украшательская" салонное искусство считалось пустым и помпезным. Сегодня некогда смещенные с пьедестала имена оказались вновь востребованными. Произведения Доре, Саврасова, Лелуара и Гибсона поражают воображение зрителя идеальными образами и мастеровитой живописью. Они приоткрывают завесу в мир, лишенный обыденности, где все может быть слишком красиво, немного чересчур...