старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


Портрет

 

Портрет

 

Портрет — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих, существовавших или не существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры).

В изобразительном искусстве портрет — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного человека». Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Портрет - наиболее естественный не нуждающимся в теоретическом обосновании жанр живописи.

В эру повсеместного использования фотографии, разговоры о «загадочности» и «непонятности» функции портрета в культуре кажутся не уместными.

Однако в портрете, порою, удается объединить воспоминания о прошлом и устремление в будущее.

Портрет, это произведение искусства, на которое потрачено много труда, времени и умственных усилий автора, благодаря этому достигается высокое качество и глубина передачи характера (личности). Портрет - сложная и многоуровневая работа, наилучшим образом передающей личность модели (и отношение творца к модели).

Хорошо написанный портрет должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника — не только физические, но и духовные черты.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, если он воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Зачастую приходится слышать или читать в комментариях по отношению к портрету (рисунку) выражение – «как фотография». Вероятно, авторы таких высказываний хотят таким образом дать высокую оценку работе художника. На самом деле, наивысшей оценкой для портрета будет высказывание «как живой» (здесь не имеется в виду, что модель уже умерла).

Всегда и прежде всего свою художественную оценку портрета уничтожающую или одобрительную основывают на сходстве, на сличении модели и картины, на отыскивании соответственных черт, на узнавании живого оригинала. Если оригинал знаком, сличают непосредственно, если он неизвестен, пытаются в своем воображении представить его себе таким, каким он был или должен быть в действительности. И эта работа сопоставления, между картиной и действительностью порою заходит так далеко, что произведение искусства, портрет, перестаёт быть центром внимания, а превращается во что-то второстепенное, в некую загадку, обманчивый образ, который нужно разгадать, для того чтобы через него вернуться опять к той же действительности. Словно в портрете главную и самодовлеющую роль играет не сам портрет, не изображение, а живой оригинал, присутствующий рядом. Чем сильнее художественное обаяние этого «сходства», тем меньше потребность в сличении портретного изображения с подлинником, так как зритель верит художнику, что человек был именно таким.

Дело заключается не в том, чтобы произведение напоминало оригинал (в таком случае изображение можно назвать «буквальным»), а в том, чтобы чувства, возбуждаемые произведением, напоминали чувства, вызываемые оригиналом (это уже «эмоциональное» изображение). Когда говорится, что портрет похож на натурщика, имеется в виду, что зритель, смотрящий на портрет, «чувствует, будто» находится в присутствии этого человека. Именно к такому сходству стремится художник. Художник знает, какие чувства нужно вызвать у аудитории, и создает своё произведение таким, чтобы он вызвал эти чувства. До некоторой степени это получается путём буквального изображения натуры, однако за этой гранью эффект достигается благодаря искусному отступлению от буквального изображения. Данное «сходство — это подобие, но не тождество. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета». От хорошего портрета требуется, чтобы он с максимальной точностью воспроизвёл все характерные анатомические особенности головы, движения — но это не означает, что такой буквальный рисунок окажется идентичным и совпадёт с внутренним и внешним состоянием модели. Прямое внешнее сходство с моделью (фотография), как бы велико оно не было, ещё не доказательство художественного сходства.

Ради достижения эмоционального сходства художник может отказываться от некоторых чёрт буквального сходства. Сходство не всегда является главной задачей портретиста — он может преднамеренно изменять внешность человека на рисунке, украшая или совершенствуя его изображение, чтобы подчеркнуть или утаить определённые качества модели. Иногда зрители больше всего хвалят именно те портреты, которые, как кажется, совсем не похожи на оригинал с точки зрения анатомии, — и лишь потому, что эти портреты отражают некое невыразимое свойство модели. Художник-портретист не стремится к буквальному сходству. Он сознательно игнорирует некоторые из видимых элементов, другие он видоизменяет и даже вводит такие элементы, которых вообще не видит в натурщике. Все это делается искусно и систематически, чтобы вызвать у зрителя ощущение, что портрет «похож» на оригинал. Сходство в портрете формулируется как то, что художник представил в качестве обобщённого, важного, отобранного из реального множества того, что представляет собой человек. Фотография удерживает застывшее выражение лица в один момент, рисунок даёт общее совокупное впечатление от лица.