старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


Обнаженная натура

 
ВВЕДЕНИЕ

женщина

Хотя я рисую и делаю скульптурные изображения почти любых предметов, настоящее удовольствие мне приносит воспроизведение фигуры человека, с ним связаны мои лучшие работы. Поэтому оказалось весьма естественным, что я начал обучать рисованию тела человека с натуры.
     Многие из рисунков, воспроизведенных в этой книге, были сделаны мной в классе во время работы со студентами. Это рисунки поз, выполненные либо за две минуты, либо за двадцать минут. Я отобрал их из результатов почти десятилетней работы.
     Рисуя фигуру человека, вы изображаете нечто живое, а не какой-нибудь натюрморт. Я рекомендую учиться рисовать именно на живой модели. Сначала делайте быстрые наброски за время от одной до трех минут, а затем — более продолжительное время, до двадцати минут. Если вы впоследствии попытаетесь нарисовать всю фигуру (включая руки и ноги) в виде набросков, в конце концов обнаружите, что для рисования позы двадцати минут оказывается вполне достаточно. Весьма малая часть рисунков данной книги потребовала более чем двадцати минут времени. Избыточная проработка фигуры способна "заморозить" рисунок, это приводит к тому, что изображение начинает выглядеть как статуя, то есть становится мертвым.
     Чрезвычайно важно, чтобы модель освещалась одним источником света. Еще старые мастера обнаружили, что наилучшее освещение для создания необходимой глубины и формы изображаемого обеспечивает один источник света, предпочтительнее всего расположенный высоко перед моделью, чуть сбоку.
     Крайне важно понимать анатомию и хорошо знать пропорции фигуры. Очень скоро вы начнете понимать, что рисуете и видите лишь то, что уже знаете. Во время своей работы в качестве педагога я понял, что когда студент впервые начинает рисовать, имея перед собой модель, он видит лишь контуры фигуры. После того, как ему укажут на тени, он пытается передать и форму. После того, как ему пояснят строение мускулов, связок и костей, он всегда начинает узнавать их и включать в свой рисунок. И чем больше он знает о строении фигуры, тем больше "видит".
     Рисунки в этой книге располагаются вначале по позициям — стоя, сидя, на коленях, а потом по ракурсам — спереди, сзади и сбоку. Я обсуждаю каждый рисунок во многом точно так же, как делаю это во время обучения в классе. Каждый рисунок сам диктует, что следует сказать о нем. Например, в одном разделе я могу поговорить о кисти руки, поскольку она как-то по-особенному выдается в конкретном рисунке, а впоследствии вообще не упоминаю об изображении кисти до другой главы, где этот момент вновь становится важным.
     В ходе обсуждения многих положений и позиций, показанных в этой книге, рассматривается большинство важных аспектов рисования фигуры: анатомические вопросы, пропорции, расположение и распределение веса тела, детальная проработка, вариации и типы, изображение фигуры в движении и другие сопутствующие вопросы. Я намеренно использовал различные художественные техники, чтобы вы могли познакомиться с как можно большим числом разнообразных вариантов. Существует безгранично большое множество технологий и способов рисования. Попытайтесь использовать все средства и методики, которые вам нравятся. Важнее всего не то, чем вы рисуете, а то, как вы это делаете.

 

 

 

 

 


ОБ АВТОРЕ

     Джозеф Шеппард окончил Мэрилендский институт художеств, где учился вместе с Жаком Мароджером, бывшим техническим директором Лувра, предложившим новую трактовку живописной среды, используемой старыми мастерами. Он был удостоен множества наград. Его работы хранятся во многих престижных коллекциях США, ему заказывали очень важные росписи в Балтиморе и Чикаго. Джозеф Шеппард — автор шести книг по обучению рисованию, до 1976 года вел курс рисования, живописи и анатомии в Мэрилендском институте художеств. Является членом Объединенной ассоциации художников Америки; Кникербокерской ассоциации художников, Нью-Йорк; член Национального общества скульпторов. Джозеф Шеппард живет в Питрасанте, Италия, где находится его студия.
обнажённая натура