старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


Искусство карандашного рисунка

 
ВВЕДЕНИЕ

пейзаж с деревьями

Подобно великому множеству американских студентов, обучающихся изобразительному искусству, я воспитывался на книгах и журнальных статьях Эрнеста Уатсона. Я знал его работы наизусть и штрих за штрихом изучал каждый из его замечательных рисунков, стараясь перенять технику, которой он в совершенстве владеет, несмотря на преклонный возраст — 84 года. Его верные последователи и поклонники, число которых непрестанно растет, считают, что Эрнест Уатсон — это именно тот автор, чьи книги нужно читать всем желающим постичь искусство карандашного рисунка. Для этой армии поклонников новая книга Эрнеста Уатсона — явление особой важности, поскольку она является его наиболее амбициозной работой и посвящена предмету, которому он отдал большую часть жизни.
     Познакомив читателей с основами рисования карандашом в своих предыдущих книгах, многие из которых еще можно приобрести, автор на этот раз обращается к запутанным и сложным проблемам, волнующим учеников, для которых рисование вскоре станет профессией, для беззаветно преданных искусству любителей, а также для профессиональных художников, желающих углубить свои познания в этой области. Можно сказать, что книга «Искусство рисования» уникальна и занимает особое место среди творческого наследия Уатсона не только из-за широты ох­вата материала, но и потому, что это глубоко личная книга, в которой автор обнажает творческие процессы как технического, так и философского плана, лежащие в основе его искусства и методов преподавания.
     Эрнест Уатсон начал свою творческую биографию одновременно как художник и как преподаватель, сохранив двугранность своего таланта на всю жизнь. Он ро­дился в Конвее, Массачусетс, в 1884 г., завершил обучение изобразительному искусству в институте Пратта в 1907 г., а в следующем году начал там преподавать и проработал в этой знаменитой художественной школе двадцать один год. С 1919 по 1929 г., пока Эрнест Уатсон руководил дневными и вечерними курсами, он познакомился с тысячами учеников, и его глубокие чувства к молодежи, вероятно, бы­ли одним из секретов небывалого успеха художника как преподавателя и как авто­ра обучающих книг.
     От преподавания Уатсон перешел к обучающей журналистике и с 1931 по 1937 г. работал художественным редактором журнала «Scholastic». Затем, ощутив потребность читающей публики в журнале, который мог бы обучить технике рисования растущее число художников-любителей и учащихся художественных школ, Эрнест Уатсон вместе с покойным Артуром Гаптиллом начал издавать журнал «American Artist». Идея оказалась великолепной, и журнал через некоторое время стал самым читаемым художественным изданием в мире.
     Будучи главным редактором «American Artist» с 1937 по конец 1955 г., а затем став его почетным редактором, Эрнест Уатсон блестяще воплощал в себе талант художника, преподавателя и журналиста. Воодушевившись успехом журнала, издательство Watson-Guptill стало издавать обучающие книги по изобразительному искусству. И здесь они тоже были первыми. Это небольшое смелое американское издательство первым почувствовало грядущий всплеск интереса к искусству и стало специализироваться на выпуске книг, обучающих американцев рисованию и живописи. Продолжающийся рост тиража журнала «American Artist» и книг издательства Watson-Guptill, основанных в то время, когда художественный бум казался несбыточной мечтой, — это дань дару предвидения Эрнеста Уатсона и Артура Гаптилла.
     Нельзя не упомянуть о том, что, будучи необычайно активным издателем, редактором и писателем, Эрнест Уатсон был не менее плодовитым художником. Его прекрасные цветные ксилографии, интересные еще и тем, что впервые многоцветная гравюра была сделана на линолеуме, находятся в таких коллекциях, как собра­ние Смитсоновского института, Библиотеки конгресса, Нью-Йоркской публичной библиотеки и Балтиморского музея искусств. Уатсон находил время и для того, что бы выполнить рисунки для нескольких широкомасштабных рекламных кампаний. Из-под карандаша художника выходит непрерывный поток исключительных рисунков, в которых ощущается даже больше свободы и жизненной силы, чем раньше.
     Я должен признаться, что рисунки Эрнеста Уатсона — тайный мотив публикации этой книги. Кроме нескольких счастливчиков, которым было позволено полистать личные альбомы художника, никто из его почитателей никогда не видел широты диапазона его карандашных рисунков. В этой книге вашим глазам представятся самые лучшие из его никогда прежде не публиковавшихся работ. Эти рисунки являются не только самодостаточными уроками по технике карандашного рисунка, но и исключительными произведениями искусства, столь же вдохновляющими, как и их автор.
     Дональд Холден, главный редактор издательства Watson-Guptill


ОТ АВТОРА

деревья      Честно говоря, меня уговорили сделать эту книгу. Написав несколько пособий, посвященных разным аспектам рисования, я отказался от предложения главного редактора Дональда Холдена написать еще одно. Но редакторы умеют убеждать. Мистер Холден приехал ко мне в Нью-Рошелл и стал просматривать альбомы и папки с рисунками, которые я рисовал в течение многих лет здесь и за границей. Когда он закончил листать альбомы, то сказал, что, если бы мы записали на магнитофон те комментарии, которыми я сопровождал свои рисунки, уже получилась бы целая книга. Так родилась идея, положенная в основу этой работы.
     Все вышеупомянутые рисунки были сделаны исключительно графитовым карандашом. Существуют разные типы карандашей: угольные, графитовые, литографические, серебряные и другие. Талантливый художник, умеющий пользоваться этими изобразительными средствами, может сделать великолепный рисунок любым из них. Каждый художник в зависимости от своего темперамента и склонностей выбирает ту или иную из многих манер или техник рисования.
     В свое время я перепробовал все эти изобразительные средства и узнал, что можно сделать каждым из них. Много лет назад я отказался практически от всего, кроме графитового карандаша, поскольку понял, что с его помощью могу сделать все, что пожелаю.
     Графитовый карандаш — невероятно разностороннее изобразительное средство, что я и взялся однажды доказать, выполняя в течение двенадцати лет серию из ста пятидесяти рисунков для известного производителя карандашей для рисования.
     Компания Jozeph Dixon Crucible заказала мне серию карандашных рисунков, которые можно было бы использовать для рекламы художественного карандаша «Eldorado». Мои рисунки по одному в месяц появлялись в журналах «Pencil Points» (сейчас «Progressive Architecture*), «Атепсап Artist», «School Arts» и других. Все репродукции в точности воспроизводили оригиналы, которые были величиной примерно двадцать три на тридцать сантиметров, то есть размером в страницу журнала. И хоть рисунки были сделаны с рекламными целями, в них было очень мало от рекламы. Текст, которым сопровождался каждый рисунок, содержал технические подробности работы с карандашом в той или иной манере и поощрял желание профессионалов и дилетантов воспользоваться этим изобразительным средством.
     Мне была предоставлена полная свобода в выборе сюжетов. Выполняя возложенную на меня работу, я за двенадцать лет, посвященных ей, побывал в Европе, Англии, Мексике и во многих уголках своей страны. Я посетил немало художественных музеев, где мне была дарована привилегия воспроизвести на бумаге оригиналы скульптур, керамики и других произведений мастеров искусств.
     Подбирая иллюстрации для этого издания, я съездил в главный офис компании Jozeph Dixon Crucible, чтобы посмотреть эти рисунки, выбрать некоторые из них для книги, а также вспомнить те ощущения, которые я испытывал, создавая их.
     Я упоминаю здесь этот заказ, потому что это был необыкновенно удобный случай для исследования почти бездонных глубин возможностей графитового карандаша. Однако я должен сказать, что стал преданным поклонником графитового карандаша задолго до этого, не только выполняя им работы, но и преподавая технику работы с карандашом в институте Пратта и ведя специализированный курс для архитекторов.
     В последние годы возрождается интерес к карандашному рисунку; сборники моих работ использовались и продолжают использоваться во многих учебных заведениях.
     Все художники пользуются карандашом, но я знаю всего нескольких, которые относятся к карандашу с такой же страстью, как акварелист, например, относится к своему излюбленному средству, постигая его тайны. Обычно карандаш является вспомогательным к какому-то другому художественному средству. Это в корне отличается от использования карандаша в качестве независимого средства выражения.
     Как и все другие изобразительные средства, карандаш имеет свои достоинства, свои особенности и свои ограничения. Но эти ограничения ни в коей мере не мешают творчеству, а иногда даже подстегивают его. Жесткая необходимость в выборе, стоящая перед художником, рисующим карандашом, обостряет его восприятие, заставляя концентрироваться на главном, отбрасывать несущественные детали. Эта восприимчивость усиливается и в процессе передачи цветного объекта в черно-белых тонах. Уже одно это требует творческого подхода. (Хоть я сам и не занимался живописью профессионально, я смог прочувствовать очарование цвета, работая в течение двадцати с лишним лет с цветными гравюрами.) Рисуя карандашом, я никогда не думаю о цвете. Нужно, если можно так выразиться, стать слепым к восприятию цвета. Приходится жертвовать радостью видеть мир в цвете? Возможно. Однако богатство оттенков карандашной палитры с успехом компенсирует эту потерю. И все же я первый соглашусь с тем, что опыт работы с цветом очень ценен для более глубокого овладения черно-белым изобразительным средством.
     Пусть мой любимый карандаш прост и непритязателен, но можно очень многое рассказать о том, как его использовать для достижения наилучших результатов. На следующих страницах я попытаюсь продемонстрировать, что можно сделать с помощью карандаша. Но книга не является учебником, где предмет вводится постепенно, шаг за шагом. Главы книги также не расположены в каком-то определенном порядке от простого к сложному. Приведенные рисунки представляют разнообразие тем, проблем, встававших передо мной, и способов их решения, что, я надеюсь, поможет читателю и вдохновит его, поскольку я по опыту знаю, что лучше всего учиться на примерах.
     В заключение хочу выразить огромную благодарность моей жене Ив, которая своими редакторскими познаниями помогала мне в работе над книгой.
     Эрнест у. Уатсон Срешхолд
     Малберри Аейн, Нъю-Рошелл, Нью-Йорк
     январь, 1968

ОБ АВТОРЕ

     Эрнест У. Уотсон широко известен как автор работ по технике рисования. Данная книга содержит исчерпывающую информацию о рисовании карандашом. Как профессиональные художники, так и любители найдут в ней не только четкие практические советы, но и источник вдохновения. Что касается почитателей творчества Эрнеста Уотсона, то им предлагается целое собрание работ художника. Сложная штриховка и изящная техника выполнения его работ тщательно воспроизведены при помощи офсетной литографии, выполненной на специальной бумаге. Автор подробно описывает свое любимое изобразительное средство и, основываясь на собственном опыте, предлагает наилучший подбор материалов и средств при рисовании карандашом. В своей книге он подробно рассматривает такие вопросы, как композиция и план картины; проблемы масштабирования; фокусирование и удержание внимания зрителя; выбор и упрощение; повторяющийся узор и дизайн; тени; текстура; изображение архитектурных сооружений; пейзажи; рисунки по памяти; воображение. Каждая глава богато иллюстрирована прекрасными рисунками автора, который подробно рассказывает, как был создан каждый из них. Уотсон анализирует технические проблемы, которые возникали перед ним в процессе работы, и показывает пути их решения.

     Эрнест У. Уотсон (1884-1969) - художник, писатель, учитель, издатель, редактор, на протяжении многих лет был видной фигурой в мире искусства. В начале своей карьеры Уотсон преподавал рисование и дизайн в Институте Пратта, а затем был художественным редактором журнала «Scholastic». С 1913 по 1937 год работал в сфере рекламы. Его цветные ксилографии находятся в постоянных собраниях Смитсоновского института, Библиотеки конгресса, Нью-йоркской публичной библиотеки, Бруклинского музея искусства, Бостонской публичной библиотеки и Балтиморского художественного музея. Уотсон являлся главным, а затем почетным редактором журнала «American Artist».