старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


Учебник рисования карандашом и пером

 
ВВЕДЕНИЕ

цветы

Рисунок — это просто двумерная упорядоченность линий и тонов плоскости с пятнами и окрашенными областями, организованная так, чтобы выявить суть того, что вы хотите "сказать" зрителю. Создание картины или рисунка — это, в первую очередь, создание композиции, которая помогает передать ваше впечатление другим. Не имеет значения, в какой манере вы работаете — реалистической, стилизованной или абстрактной. В любом случае, ключ к хорошему рисунку — это приятное глазу расположение линий и тонов на пространстве вашей картины, иными словами — удачная композиция. Только когда решен вопрос композиции, можно обдумывать точность ее исполнения и технику рисования.
     Эта книга знакомит с основами композиции, показывает некоторые способы определения геометрии объектов, а также знакомит с инструментами для рисования и способами их использования. Она содержит практические упражнения, которые предназначены для освоения различных техник рисунка при создании форм и объемов в самых разнообразных сюжетах. Освоение этих основ улучшит вашу работу как в расположении элементов рисунка (композиции), так и в техническом исполнении форм и фактур.
     Считается, что фотоаппарат "буквально" запечатлевает на снимке именно то, что существует в действительности. Однако он иногда делает это со значительными искажениями. С другой стороны, вы как художник можете запечатлеть самую сущность сюжета путем тщательного отбора и продуманной организации увиденного. У фотографа таких широких возможностей выбора нет. Организация здесь не означает изменение того, что есть; она акцентирует значительное и подчиняет ему незначительное. Этого можно достичь с помощью тонкого использования перспективы, интересного членения пространства, новаторского тонирования и разнообразия контуров. Только после решения этих проблем композиции следует переходить к более механическим факторам, таким как техники, которые вы будете использовать для выявления форм, показа тонов, фактуры предмета и его окружения.
     Когда вы видите, как художник берется за перо, карандаш или кисть и принимается за работу, как кажется, без предварительной подготовки, вы можете быть уверены, что он (или она) уже учли все возможные композиционные и геометрические возможности. Большинство художников делают это почти неосознанно. Только начинающие и неопытные художники должны всякий раз сознательно обдумывать все это... пока это не станет для них привычкой.
     Этот учебник состоит из двух частей. Первая часть познакомит вас с основами композиции и покажет, как некоторые старые мастера применяли их в своих всемирно известных работах. Вы научитесь пользоваться инструментами для рисования: перьями, карандашами, бумагой и резинками, а также применять важные базовые приемы рисования: увеличение и уменьшение рисунка, научитесь основам перспективы и некоторым другим хитростям. Далее рассматриваются вопросы восприятия геометрии вещей — основы реалистического рисунка. И наконец, обсуждаются и иллюстрируются различные техники создания формы и фактуры с помощью пера и карандаша.
     Вторая часть снабдит вас более детальными указаниями по определению геометрии естественных объектов и по технике рисования их пером и карандашом. Последовательно, шаг за шагом, рассматриваются упражнения по рисованию сюжетов, начиная с пейзажей, зданий и предметов, изготовленных человеком, и заканчивая изображениями людей, животных, птиц и цветов. Я покажу вам некоторые подходы, которым научился за сорок лет работы над эскизами и двадцать лет преподавания техники рисунка. В упражнениях отрабатываются приемы, которые помогут вам создать более интересные рисунки благодаря использованию различных способов передачи фактуры.
     Каждое упражнение второй части снабжено контурной прорисовкой его композиции на сетке из квадратов, чтобы помочь тем, кто только начинает развивать свои способности рисовальщика. Вы можете использовать такие прорисовки (следуя инструкциям, данным в главе 3) при создании собственного рабочего рисунка для каждого упражнения. Таким способом вы скорее обретете уверенность, чем тогда, когда вам нужно будет самостоятельно обдумать и выбрать сюжет, затем мучительно добиваться оправданной его композиции на листе бумаги, — и все это еще до того, как вы возьмете в руки инструменты для рисования, чтобы изобразить форму и фактуру. Копируя для практики мои рисунки, вы быстро научитесь ловко обращаться с пером и карандашом. Вы можете также начинать пополнять вашу интеллектуальную сокровищницу теми техниками, которые сможете использовать позже при создании собственных оригинальных работ.
     Техника — это плоть искусства, композиция — его скелет, сущность же его — в жизненности. Эта книга поможет вам нарастить плоть и скелет вашего искусства. Но только вы можете вдохнуть в него жизнь, продолжая свое развитие путем постоянных упражнений на любых выбранных вами сюжетах.


пейзаж
ОБ АВТОРЕ

     Книга известного художника и преподавателя Фрэнка Дж. Логана, написанная с огромным мастерством, поможет вам освоить основы композиции и профессиональную технику рисования. Предназначенный для любителей и начинающих художников «Учебник рисования» с помощью подробных, снабженных более чем 500 иллюстрациями уроков, продемонстрирует вам все ступени творческого процесса - от понимания основ перспективы и пропорций до создания реалистичных рисунков любой тематики. В книге представлен ряд последовательных, снабженных контурными сетками упражнений по основам композиции, зрительному представлению геометрии сюжетов, перспективе и техникам рисования пером и карандашом, а также включен раздел о выборе и использовании инструментов для рисования.

     Фрэнк Дж. Логан - автор множества книг по рисованию, в том числе «Эскизы пером и чернилами», «Техника рисования пером», «Эскизы природы».