старинные черно-белые иллюстрации знаменитых художников


Суми-ё

 
Знакомство с суми-ё

бонсай

СуМИ-ё, термин, обозначающий «рисование тушью», был завезен в Страну Восходящего Солнца из Китая примерно в седьмом столетии нашей эры японскими монахами. Они завезли в Японию немало незнакомых элементов культурной жизни и среди них каллиграфию (искусство красивого письма), а также особый жанр изобразительного искусства, на который последняя оказала серьезное влияние. Японцы внедрили китайский художественный метод в собственную культуру, наполнили его своим особым шармом и назвали это новое понятие «суми-ё».
     Техника живописи суми-ё базируется на четырех мазках, названных Четырьмя Джентльменами: «Бамбук», «Дикая орхидея», «Хризантема» и «Ветка сливы». Каждый новый мазок привносит идею, которая усиливает предшествующий мазок. До нас дошли сведения, что некоторые древние китайские художники считали, будто Четыре Джентльмена несут в себе все формы и образы мироздания. Другие утверждали, что эти мазки получили такое название потому, что только у богатых людей есть свободное время для занятий и наслаждения каллиграфией и рисованием. История восточного искусства, однако, не скрывает от нас факта, что в этой технике живописи работали и женщины, и даже дети.
     После того как суми-ё попала в Японию, монахи дзэн-буддисты стали использовать ее в своих занятиях в качестве дзэн-упражнения. Они ценили отсутствие цветовой гаммы (одноцветность), с помощью которой прекрасно передавались линии, тени и душевное волнение. Они считали, что черно-белое изображение требует большего напряжения сил и вдохновения, чем цветное, и приучает к дисциплине.
     Существует множество народных легенд, посвященных суми-ё. В одной, к примеру, говорилось о японском художнике по имени Сешу, жившем в XIV веке. Еще будучи подростком он навлек на себя гнев монастырского начальства тем, что на уроках по религии занимался рисованием. В качестве наказания его привязали к дереву и заставили медитировать. Вместо этого он пальцем ноги нарисовал на песке до такой степени живых мышат, что они внезапно ожили, перегрызли сковывавшие его веревки и освободили подростка.
     Имеется масса других легенд о суми-ё. Некоторые из них переведены и великолепно иллюстрированы Лафкадио Хирном в сборнике под названием «Мальчик, который рисовал котов».
     Вот еще одна легенда. В ней повествуется об императоре, который решил свести в художественном поединке двух художников суми-ё и повелел им нарисовать листья клена, плывущие по реке. Один художник скрупулезно выписал даже мельчайшие детали листьев. Другой же, недовольный самой идеей поединка, взял петуха, обмакнул его лапы в красную краску и выполнил их отпечатки на длинном узком листе рисовой бумаги, которая должна была символизировать реку.
     Многие из западных художников изучали технику живописи суми-ё, творчество других оказалось под влиянием этого жанра. Суми-ё нашла свое отражение в работах таких знаменитых мастеров кисти, как Тулуз-Лотрек, Гоген, Ван Гог, Мари Кассат. Говорят, что в Париже в одно из кафе, которое любили посещать молодые импрессионисты, доставляли японские кушанья, обернутые в ненужные оттиски японских гравюр. Художники восхищались точностью жирных и тонких мазков суми-ё (необходимых в технике создания гравюр), а также одноцветностью и композициями рисунков. В конце концов они создали кружок по изучению японской живописи.
     Сегодня красотой и свободой линий суми-ё восхищаются тысячи живописцев и любителей живописи. Они называют этот стиль «абстрактным экспрессионизмом». И сегодня многие японские семьи проводят свободное время, наслаждаясь любимым хобби — каллиграфией и суми-ё.


Сущность суми-ё

белка     Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности. Кисть художника быстро, смело, свободно и точно скользит по бумаге, непроизвольно следуя за вдохновением. Художник просто позволяет ему управлять своими руками, пальцами и кистью. Недопустима никакая медлительность: вдохновение должно быть передано немедленно. Старайтесь, чтобы каждый штрих был самым красивым, каждый мазок — завершающим.
     Сознание в технике суми-ё должно оставаться незамутненным, лучше всего не делать предварительных эскизов. Картина уже существует в вашем сознании. Любуйтесь прекрасной сценой и передавайте свое эмоциональное настроение с помощью языка суми-ё. Композиция может тонуть в черных тонах, в ней могут изобиловать серые тени, может присутствовать обилие белого (отрицательное пространство), но вместе с тем картина вызывает ощущение присутствия полной палитры красок. Это абсолютная форма выражения суми-ё. Пусть она будет реалистической или абстрактной, но она всегда останется импрессионистской.
     Суми-ё помогает художнику воссоздавать по памяти красоту легко узнаваемых образов: ящерица, ползущая по бамбуковому листу, птица, поймавшая на лету бабочку, стрекоза, зависшая над сплетением трав, пчела, перелетающая с цветка на цветок. Суми-ё помогает воскресить в памяти милые сердцу воспоминания и превратить их в картины, которыми смогут насладиться и незнакомые люди.
     В древнем Китае суми-ё выступала олицетворением дао, неизменной составляющей Вселенной, дороги жизни. Дух дао поселился в сознании художников жанра суми-ё навсегда. Знайте, что Хокусаи, Сешу, Бунчо и другие великие живописцы суми-ё находятся рядом с вами, стараются помочь сотворить вам то, что любили вы сами.

Язык суми-ё

     Язык суми-ё Помогает вам увековечить красоту ударами кисти. Вы соединяете свои впечатления с положенными на бумагу мазками, и они навсегда остаются в вашей памяти. Это своего рода зрительный лексикон, помогающий вам смотреть на мир иными глазами.
     Старинная китайская поговорка гласит: «Чтобы стать свободным художником, нужно научиться копировать». Сравните эту мысль с написанием рассказа. Вы не сможете его создать, пока не научитесь писать слова. А прежде чем учиться писать слова, необходимо запомнить алфавит и выучить грамматику. В суми-ё алфавитом являются мазки, а грамматикой — композиция. Вам предстоит довести технику выполнения мазков до автоматизма, чтобы они выходили из-под кисти без сознательных усилий так же легко, как пишутся буквы, оставляя разум свободным для чувств создания композиции.
     Суми-ё очень индивидуальна, так же, как личная печать. Чтобы выработать свой стиль, вам понадобятся терпение, настойчивость, четкое взаимодействие глаз и пальцев, творческая фантазия. Представьте себе рождение рисунка суми-ё льющимся так же свободно, как звуки фортепьянного концерта. Само собой разумеется, что за легкостью воспроизведения прекрасной музыки стоит тяжелый труд по оттачиванию звучания каждой ноты.
     Суми-ё является естественным партнером японской поэзии хайку.
     Каданс
     Весенний дождь застучал по крыше моего дома: Капли с ивы, лепестки со сливы.
     Шоха
     Что может вдохновить на создание картины больше, чем желание сделать иллюстрацию к этому стихотворению? Поэма, написанная струящимися иероглифами, и иллюстрация в жанре суми-ё стали бы превосходным настенным украшением.
     Техника суми-ё использовалась при создании первых движущихся картинок. Иероглифы рассказа и иллюстрации к нему рисовали на бумажной ленте, сворачивали в свиток, а затем прокручивали перед ящиком, через который можно было смотреть «живое» действо. В бытность свою в Японии в 1955 году я видела, как в отдаленных японских селениях такое устройство использовалось в качестве развлечения для детей.
     Исторические события, происходившие в Японии, записывались иероглифами и иллюстрировались рисунками суми-ё на рулонах бумаги или ткани. В наши дни эти свитки помогают историкам и художникам знакомиться с жизнью народа несколько столетий назад. Ранние гидрографические и топографические карты рисовались кистью. Опытные моряки говорили мне, что они превосходили современные. В знак протеста против социальной несправедливости художники рисовали на длинных полосах бумаги в стиле суми-ё политические комиксы. Суми-ё по своей сути является языком.