Люди

Максим Алюлин. «У НЕГО БЕНЗИН ВМЕСТО КРОВИ»

Вряд ли найдется на белом свете мальчишка, который не мечтает стать Шумахером. А впрочем, как минимум одного мы знаем: Максим Алюлин – самый перспективный и титулованный гонщик Егорьевска. Юноша, у которого, по словам тренера, «бензин вместо крови», к лаврам семикратного чемпиона мира совершенно равнодушен. У него свои гонки и свои победы. В этом году Максим впервые выступил в Кубке России и стал третьим в своем классе. Правда, для начала пришлось получить специальное разрешение Российской Автомобильной Федерации (ФАР), потому что Максиму еще нет восемнадцати, а значит, и водительского удостоверения тоже нет.

ВЕЗЕТ СИЛЬНЕЙШИМ

Организовать встречу с Максимом и его первым тренером, инструктором егорьевского картинг-клуба «Форсаж» Тимуром Кунишевым, оказалось не так-то просто. Сезон соревнований уже закончился, но в плотном графике тренировок и клубных гонок все равно остается слишком мало свободного времени. А всего пять лет назад (неприлично малый срок для большого спорта) никто и предположить не мог, чем обернется случайное знакомство с маленькой, но такой шустрой гоночной машинкой. Как и большинство чемпионов, начинал Максим с картинга.

— В 2007г. картинг-клуба в Егорьевске еще не было, но соревнования проводились, — вспоминает Максим. На одних таких соревнованиях я попробовал проехать на карте, мне понравилось, и я стал ждать, когда у нас откроется свой клуб. Как только открылся, сразу же пошел записываться.

Спустя три года картинг Максим попросту перерос – и в прямом, и в переносном смысле. Но перед тем, как окончательно расстаться с миниатюрными машинками, успел стать третьим в России, тринадцатым среди 1200 участников из 12 стран и съездить на гранд-финал во Францию.

Такой результат стал и счастливым лотерейным билетом, и пропуском в мир больших гонок одновременно. Увы, в современном автоспорте второе без первого невозможно. Как и любой другой технический вид, автоспорт требует колоссальных затрат:

— Ты можешь быть хоть семи пядей во лбу, быть очень талантливым спортсменом, но если нет денег, чтобы ездить на соревнования, оплачивать аренду и обслуживание машин, все бессмысленно, — объясняет Тимур. — Максиму повезло, что его заметил человек, который взял его под свое крыло и стал спонсором.

Выборг.Этап кубка России.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

После картинга Максим ушел в автокросс, а затем в раллийные гонки.

— Ему потому и не хочется вторым Шумахером становиться, что в «Формуле-1» всегда по одному и тому же кругу ездить нужно. Это же скучно! — отшучивается Тимур. – А ралли – это постоянно новые места, новые трассы. Хотя там и трассы-то как таковой нет, ездят по тем дорогам, что есть.

Сам Максим в ответ на это только молча улыбается – юный чемпион на редкость скромен. Даже говоря о самой главной своей мечте – чемпионате мира по ралли, отделывается скромным «хотя бы поучаствовать». Первый шаг на пути к этому «хотя бы» он уже сделал – в этом году стал третьим на Кубке России, выполнив попутно норматив на звание мастера спорта.

Получалось, конечно, не все и не сразу. Первым препятствием стал возраст – для управления «взрослой» машиной банально требуется водительское удостоверение, а у 17-летнего Максима быть его не могло. По существующим правилам ФАР для перспективных спортсменов в таких случаях может делаться исключение: несовершеннолетнему пилоту дается специальное разрешение на право управлять автомобилем на скоростных участках, где отсутствует постороннее движение.

Максим такое разрешение получил, но первую гонку все же пришлось провести в качестве штурмана. Результат превзошел самые смелые надежды: к финишу его экипаж пришел первым. Максим получил право сесть за руль, но уже следующая гонка (первая в качестве пилота) закончилась «крышей». То ли отсутствие опыта, то ли жажда скорости, то ли первое и второе вместе сказалось, но на крутом повороте мощный спортивный Ford Fiesta улетел с трассы и перевернулся на крышу. Еще один этап закончился сломанной рукой. Тем не менее, менять кресло пилота на штурманское не готов:

Пилотом лучше! – исчерпывающе лаконично объясняет он, и на лице появляется по-мальчишески задорная улыбка.

И ТО, И ДРУГОЕ СРАЗУ

Всего в прошедшем сезоне Максим Алюлин участвовал в восьми этапах Кубка России по авторалли (это не считая чемпионата России по нему же, а заодно и чемпионата области по автокроссу). В пяти из них его экипаж приходил к финишу вторым. Окончательную точку должен был поставить последний и одновременно самый сложный этап в Туапсе.

— Трасса проходит по горам. Из-за постоянного перепада высот иногда даже тошнило, закладывало уши, — рассказывает гонщик. — Но самая большая опасность в том, что если бы машина вылетела с трассы, то восстановлению она бы точно уже не подлежала, а значит, конец борьбе. В нашем классе столько экипажей не смогло доехать до финиша, что на второй день борьбы как таковой и не было уже. А могли бы и вообще с обрыва улететь, тогда не только машину не смогли бы восстановить…

Экипаж Максима перед финальной гонкой сезона занимал лишь седьмую строчку в турнирной таблице. При этом разрывы между соперниками были настолько малы, что результат гонки определял результат всего турнира. В других обстоятельствах даже то, что на столь сложной трассе удалось доехать до финиша, можно было бы считать удачей. Но обстоятельства были не другие, а именно такие, поэтому доехать нужно было как минимум третьими.

— На первый день у нас стояла задача просто финишировать, на второй – финишировать в призах. Но мы решили попробовать сделать и то, и другое сразу. Поэтому в первый же день поехали в полную силу и сразу заняли второе место.

МЫ ЖДЕМ ПОБЕД

По результатам всех этапов экипаж Максима стал третьим на Кубке России в своем классе. Было это чуть больше месяца назад. Казалось бы, теперь самое время отдохнуть и заняться учебой, на которую вечно не хватает времени, но не тут-то было. Уже в следующем сезоне Максиму предстоит выступать на автомобиле более высокого класса – полноприводном Subaru — а значит, впереди череда клубных соревнований и тренировок.

Причем именно с тренировками не все так просто. Тренер, мастер спорта международного класса Евгений Живоглазов, живет в Москве.

— В начале лета Максим несколько раз к нему ездил, — объясняет Тимур, — и тот вложил в него азы, самый необходимый минимум для того, чтобы выступать на соревнованиях. Теперь нужно банально наращивать опыт, а делать это негде. Мы поездили по району, по деревням, пытались присмотреть подходящие участки трасс, дорог, но ничего не нашли.

Вот и получается, что некоторые соревнования приходится изначально расценивать как тренировки. И все бы хорошо, но участие в соревнованиях стоит немалых денег, поэтому график подобных «тренировок» зависит уже не от тренера, а от спонсора, что не совсем правильно. С другой стороны, неизвестно, сколько по-настоящему талантливых мальчишек мечтают хотя бы об этом.

— Очень хочется, чтобы у нас вновь развивались технические виды спорта. И не просто развивались, а были доступны всем, как это было когда-то, когда существовал ДОСААФ. Вот поэтому мы все сегодня и ждем от Максима побед. И просто потому, что он наш воспитанник и мы искренне за него болеем, и потому, что его достижения помогут привлечь спонсоров и дать шанс остальным ребятам. Хорошо это или плохо, но современный автоспорт существует именно по таким принципам.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *