Без рубрики

Радищев А. Н.

Радищев Александр Николаевич был ведущим общественным критиком и философом русского Просвещения. Он родился в Москве, в семье зажиточного помещика, получил образование в Москве, в Петербурге , а с 1766 по 1771 год в Лейпцигском университете. В Лейпциге он учился у Эрнста Платнера и много читал по современной французской философии. Павел I разрешил ему вернуться в Россию в 1796 году. После воцарения Александра I в 1801 году Радищев был назначен членом специальной законодательной комиссии, но его эгалитарные, либертарианские предложения остались без внимания, и в сентябре 1802 года он покончил с собой в Санкт-Петербурге.

В « Путешествии» Радищев использовал принципы естественного права и общественного договора, чтобы поддержать суровую критику российских социальных институтов, в частности крепостного права. Под вдохновением Жана-Жак Руссо, Вольтер, Гийый-Томас-Fran ç OIS де Рейналь и других французских мыслителей, он осудил крепостничество , как аморально и экономически неэффективное, критикуемое самодержавие, и нападал цензуры и другие методы , которые нарушают человеческие естественные права к свободе и равенству. Он выступал за немедленные реформы, чтобы предотвратить революцию, и в целом призывал к просвещению и «естественности» в социальном устройстве, манерах и морали.

В Сибири Радищев написал свой главный философский труд « О человеке, о его смерти и бессмертии» (опубликован посмертно, Санкт-Петербург, 1809 г.), в котором подробно рассматриваются случаи за и против личного бессмертия. В конце концов, он отверг материалистическое отрицание бессмертия в пользу различных аргументов — от личной идентичности до сохранения силы, среди прочих -которые предполагают существование бестелесной души, которая выживает в теле и переходит в более совершенное состояние. В эпистемологии Радищев занял реалистичную позицию и принял опыт как единственную основу знания, но утверждал, что помимо чувственного опыта существует «рациональный опыт» взаимоотношений вещей и что человек «ощущает» существование Высшего Существа. Он также утверждал, что вещи сами по себе непознаваемы, утверждая, что мысль, как и используемое ею словесное выражение, является просто символом реальности.

 

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *