Библиотека

Философия Канта

Философия Канта: Метафизика, эстетика и этика
Иммануил Кант, немецкий философ, написал очень обильную философию, среди:

– Критика чистого разума (первое издание 1781 г., 2-е издание 1787 г.)

– Пролегомены к любой будущей метафизике (1783)

– Основы метафизики морали (1785)

Критика практического разума (1788)

«Критика суда» (1790)

– Антропология с прагматической точки зрения (1798)

Больше информации можно найти на сайте https://istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16491-filosofija-kanta-kratko.html

Философский проект Канта можно резюмировать следующим образом : выведение человека из его дикой природы

– Его метафизическая природа: Кант восстановил пределы разума, но в то же время облагородил человеческий разум.

– Его нравственная природа: человек тянет его первичные страсти (эгоизм и особый интерес)

– Его эстетическая природа: освобождая чувства, человек должен приобрести способность судить о красоте.

– Его политическая природа: выход государств из их естественного состояния, что привело бы их к взаимному уничтожению для построения проекта вечного мира.

Кант задал три вопроса, на которые вся его работа стремилась ответить:

– А что я знаю?

– Что же мне делать?

– На что мне надеяться?

1. Кант и знание: критика разума

Что я знаю? Чтобы ответить на этот вопрос, Кант проводит критическое исследование разума, определяя, что он может делать и на что неспособен.

Разум, в самом широком смысле, относится к Канту, все, что в уме, есть a priori, а не из опыта.

– Это теоретический (чистый разум) или связанный со спекулятивным знанием.

– Она практическая (практический разум), когда рассматривается как содержащая в себе правило нравственности (этот разум в самом широком смысле различается, по Канту, разумом в узком смысле, как способностью человека к высшей единице).

Кант делает здесь критику спекулятивного разума: это не критический скептик, а обзор использования, объема и пределов разума.

Практикуя этот подход, Кант отмечает, что математика и физика вступили на безопасный путь науки в тот день, когда они перестали быть эмпирическими, чтобы признать примат рациональной демонстрации.

– Метафизика должна опираться на этот столь плодотворный метод.

– Здесь имеет место знаменитое понятие коперниковской революции: подобно тому, как Коперник предполагал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как Кант признает, что наше право знать, кто владеет знанием, а не объекты, которые его определяют.

2. Кант, Пространство, Время и Категории

Это означает, что мы можем постичь мир через априорные элементы.

– Термин “априори” означает здесь то, что не зависит от опыта.

– Таким образом, пространство и время-это прошлый опыт: это априорные формы чувственности, то есть структуры от субъекта и интуитивные для упорядочивания объектов вне нас и в нас.

Но это еще не все, и на второй уровень организации, на этот раз концепт, объекты должны быть спроектированы, организованы интеллектуально понимая, связывая ощущения через категории или чистые понятия, инструменты для объединения материала.:

– Единство, Множественность, Тотальность (категории количества)

– Реальность, Отрицание, Ограничение (категории качества)

– Субстанция и случайность, Причинность и Зависимость, Общность (Типы отношений)

– Возможность, Невозможность, Существование, Несуществование, Необходимость и Случайность (категории модальности.

3. Кант: Трансцендентальная точка зрения

Этот анализ проводится с трансцендентальной точки зрения: речь идет не о самих объектах, а о том, как их найти и схватить, об априорных элементах и понятиях, составляющих опыт .

Время, пространство и категории на самом деле являются априорными условиями познания и понимания объектов пользователя. Без них невозможно никакое знание.

Различают здесь трансцендентальную эстетику, означающую у Канта изучение априорных форм чувственности, являющихся пространством и временем, и трансцендентальную логику, изучающую формы рассудка, как они априорны.

– Сама логика делится на резюме, которое устанавливает таблицу чистых понятий и принципов, и диалектику.

4. Кант: Феномены и ноумены

Последствия этих проверок решающие: если единственно возможная точка зрения трансцендентальна, она имеет дело с априорными условиями познания, то отсюда следует, что способ вещей сам по себе, т. е.

Действительно, что я могу ухватить?

– Что ждет мое перцептивное поле в чистых формах чувственности (пространство и время е) и под категориями: поле явлений.

– Понятие явления означает, в сущности, для Канта все объекты возможного опыта, то есть то, что для нас глупо, относительно нашего способа познания, в противоположность ноумену, то, что ум может, конечно, мыслить, но не знать.

– Значит, Бог-это ноумен, возможная реальность, но мы не можем ее достичь.

5. Кант: Идеи разума

Человек, отнюдь не довольствуясь доступом к явлениям категорий рассудка, развивает идеи разума (понимаемые здесь в узком смысле, как требующие высшей энергетической единицы).

Эти идеи разума суть понятия, которым нет соответствующего объекта, данного чувствами как Идея Души или Бога.

– Если идея разума имеет регулятивное применение и объединяет наш опыт, то она непознаваема и может быть постигнута только интуитивно.

Кант исследует идеи разума (души, Бога, свободы) в значительной части Критики Чистого Разума, названной Трансцендентальной диалектикой партии: это означает критическое разоблачение обманчивой видимости притязаний разума, когда он пытается выйти из области опыта для обращения к области чистого мышления, ошибочно полагая область независимой феноменальной и эмпирической.

Кант, нравственные действия и обязанности:
Теперь мы должны ответить на вопрос: “Что я должен делать? ”

– Ответ Канту здесь однозначен: единственный долг есть долг.

– Что подразумевается под этим термином, долг?

Чтобы понять смысл, обратимся сначала к понятию доброй воли.

В «Основах метафизики морали» Кант делает, по сути, анализ общей совести и отмечает, что из всего мыслимого в этом мире нет ничего, что можно было бы рассматривать без ограничений, как абсолютно правильное, кроме доброй воли, то есть намерения абсолютно чистого и доброго без ограничений.

– Что это такое и что именно она вернулась?

Чистая воля, добрая сама по себе, означает готовность делать добро не по чувству, а по долгу.

Добрую волю мы относим к идее долга, к категорическому императиву, а не к гипотетическому.

– Гипотетический императив-это когда командное высказывание подчиняется предположению или условию (например, если вы хотите успеха, работайте!).

– Он категоричен, когда приказывает безоговорочно, — это когда, сам по себе, независимо от каких-либо предположений и каких-либо условий (например, работает!).

– В первом случае действие-это путь к результату. Во-вторых, действие само по себе хорошо: это долг.

Какова фундаментальная формула долга?

– Он устанавливает универсальность закона.

– Он просто утверждает всеобщий закон, заповедь обязательного характера, повелевающую всем без ограничений.

► “Действуйте только в соответствии с максимой, которую вы могли бы хотеть, в то же время она становится универсальным законом”.

Вторая формула связывает обязанность, в свою очередь, уважать человека, быть разумным, имеющим самоцель абсолютную.

► В то время как вещи являются средствами, люди являются целями сами по себе.

Во втором аспекте практический императив определяется уважением к личности, человеческому субъекту, которое ни в коем случае не должно рассматриваться как средство.

Повиновение воле долга есть, наконец, автономная воля, обретающая себя в своем законе.

– То есть, по Канту, принцип автономии, последнее свойство должно дать себе свой собственный закон.

– В то время как гетерономия означает повиновение закону, не исходящему из воли, автономия-это факт повиновения своему собственному закону.

Теперь мы можем дать более полное и синтетическое понятие долга: оно означает автономную моральную обязанность, необходимость совершить действие из уважения к всеобщему закону, без предписывающего императивного условия – таково понятие долга, центральное в философии Канта.

Кант и религиозная надежда:
Остается теперь ответить на третий вопрос: “Чего я могу ожидать? ”

– И этот вопрос касается религиозной надежды.

– Однако Кант сказал здесь, что Бог, свобода и бессмертие отнюдь не являются доказуемыми постулатами, допущениями, требуемыми практическим разумом.

– Для Канта надежда на другую жизнь после смерти и на суд Божий относится, по сути, к практическому требованию. Я постулирую Бога, свободу и бессмертие: это убеждения, рационально обоснованные, задаваемые актом веры.

– Мне нужны эти предположения, чтобы действовать морально.

Кант и эстетика: Анализ суждения вкуса:
Первая критика Канта-о познании, вторая-о морали, третья-об эстетике.

Красота здесь анализируется в ее отношении к человеческому субъекту.

Какой вкус?

– Способность судить об объекте или представлении по четкой оценке какого-либо интереса (“красиво, что нравится всем без понятия”);

– Пока мы приятны обаянию, красота уводит нас от эмпирической склонности.

– Универсальность красоты позволяет различать в основном то, что радует чувства в смысле красоты как таковой.

– Кант также отличал прекрасное от возвышенного: красота может быть постигнута, в то время как возвышенное относится к тому, что вне нас, что бесконечно.

Во всех областях Кант обращается к автономии и свободе человека. Человек, о знании, есть также автономный моральный агент и автор Суждения Вкуса бескорыстного и всеобщего.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *